nivels

Билингвизм или двуязычие – личное мнение/ Bilinguismo – Una Testimonianza

In bilinguismo, educazione bilingue, russo, testimonianze on 23 gennaio 2010 at 22:50
La traduzione di questa lettera-post si trova qui, a presto!

Хочу опубликовать письмо от друга нашей семьи. Человека хорошо образованного, а главное с личным и многолетним опытом обучения русскому языку двоих внуков, родившихся и растущих далеко за пределами России.
…Ты меня просишь поделиться опытом по обучению русскому в нерусскоговорящей стране. Попробую выделить важные моменты. Итак, из моего опыта:
У детей нет проблем с обучением родному языку. Почему? Во-первых, потому что они дети и, во вторых, потому что они «дышат воздухом» родного языка. То что они дети, говорит не об их физическои возрасте, как обычно говорят учителя, категорически возражающие против идеи обучения иностранному языку как родному. По этому поводу можно написать целый трактат, здесь я не хочу погружаться в эту тему. Скажу лишь, что именно курсы, основанные на принципе обучения иностранному языку как родному, достигают своей цели не через десять лет обучения. Понимая, что цель – научиться говорить на нужном языке автоматически, не думая: чтобы слова вылетали изо рта легко и быстро и чтобы понимание также шло автоматически, без перевода с..  на..
Вопрос на засыпку – почему за первые пять лет жизни ребенок вкладывает в себя более 50% всей информации, от той, которую он постигает за всю свою жизнь (это известный факт и касается он отнюдь не только языка).   Здесь я хочу лишь остановиться на ” воздухе языка”. Для русского в Италии он сужается до общения с тобой. Поэтому чем больше ты будешь говорить с ребенком по-русски, тем легче ему будет ”дышать” в нем.
Мое мнение – говорить с ним только по-русски, петь русские песни, читать (тебе) с ним только русские книжки, обязательно с иллюстрациями, задавать по книжке вопросы – ”а где здесь собачка”, ”а почему девочка плачет?”, усложняя вопросы по мере созревания, петь с ним русские песни, смотреть мультики, одним словом давать ему побольше ” воздуха языка”.
При этом важно, что понимать речь и говорить – это разные уровни, и ”вес” понимания – намного больше ”веса” говорения. Потому что на этом уровне ребенок впитывает не только слова с их значением, но и структуру языка, склонения, спряжение, порядок слов, информацию о временах и видах глаголов, – чисто интуитивно.
Понятно, что понимание ребенком языка начинается не с пары слово-значение, а с пары фраза-значение. Тут важны два момента. Грубо говоря (на самом деле процесс более запутан) идея хронологически такая:
* Ребенок запоминает звучание фразы
* Ребенок ” вычисляет” значение фразы
* По мере накопления запомненных фраз и интуитивного освоения структуры языка ребенок начинает выделять из них отдельные слова и ”вычислять” их значение.
Поэтому чтобы помочь ребенку накопить фразы, особенно вначале, эффективно запоминание небольших стихов и песен. Причем песни особенно помогают в освоении фонетики. И чем меньше их размер, тем легче будет их запомнить.
Второй момент заключается  в том, что запоминание слов берет  намного больше ”сил”, чем ”вычисление” их значений.  Вывод тот же – разговор, стихи, песни, запомнить их легче, чем длинные разговорные куски.
Опасно перегружать ” интуитив” ребенка. Только по мере освоения материала (то есть повторение, повторение и повторение) минимальными дозами добавлять что-то новое. Иначе ребенок будет ”защищаться”, ”выключая ” свой интуитив, и сводя на нет все обучение.
Не затыкать ребенку ”воздух”, дышать языком ему нужно регулярно – пусть четверть часа, но регулярно. Прерви регулярность, и вы летите назад, может не фатально, но очень заметно.
Когда мы говорим об ” интуитиве” , имеется в виду работу подсознания. Это, кстати, самый фундаментальный принцип эффективности детского восприятия. Сейчас исследование работы подсознания ведется очень активно. Ему посвящены и книжные тома, и многочисленные сообщения в Интернете. Известно, например, что подсознание – не только инструмент запоминания, а в первую очередь инструмент ”вычисления”. И скорость ” думания” в подсознании намного превышает таковую с помощью логических вычислений в мозге. Намного – это от нескольких разов до сотен (!!!) раз (к этому эффекту относятся вдохновение, интуиция и прочие такие штучки). Поэтому в нашем случае важно знать, как улучшить работу подсознания и что ее может тормозить.
В общем, самым важным положительным фактором является мотивация: общение с мамой, любопытство, хорошее настроение, спортивный азарт, гордость собой и ожидание похвалы и т.д. А отрицательными факторами будут страх, отсутствие мотивации, неуверенность в себе и т.д. В общем, об этом столько написано, что практические советы можно найти в Интернете. От себя скажу, что здесь очень эффективным инструментом являются игры, при чем желательно, чтобы в них можно было победить, и ,естественно, догадайтесь с трех раз, кто в основном должен быть победителем.
Annunci

Rispondi

Inserisci i tuoi dati qui sotto o clicca su un'icona per effettuare l'accesso:

Logo WordPress.com

Stai commentando usando il tuo account WordPress.com. Chiudi sessione / Modifica )

Foto Twitter

Stai commentando usando il tuo account Twitter. Chiudi sessione / Modifica )

Foto di Facebook

Stai commentando usando il tuo account Facebook. Chiudi sessione / Modifica )

Google+ photo

Stai commentando usando il tuo account Google+. Chiudi sessione / Modifica )

Connessione a %s...

%d blogger hanno fatto clic su Mi Piace per questo: